Пайвандҳои дастрасӣ

Хабари нав

Как молодежь вступает в ряды экстремистов


По информации ГКНБ РТ, в недавних событиях, связанных с дестабилизацией обстановки на востоке Таджикистана, участвовало большое количество молодежи.

Среди погибших и задержанных в операциях по обезвреживанию лидеров вооруженных групп – Алоуддина Давлатова (Али Бедаки) и Мулло Абдулло (Абдулло Рахимов) значатся имена большого числа молодежи, судя по всему, примкнувших к этим группировкам из числа жителей Раштской долины.


Молодые террористы

К примеру, в списках погибших в операции по обезвреживанию Мулло Абдулло и его сподвижников, были опознаны как минимум восемь жителей Нурабадского и Раштского района, чей возраст составлял от 17 до 42 лет. Среди восьми членов группы Али Бедки, уничтоженных вместе с ним 4 января в Раште, также значатся в основном молодые люди. Самому Али Бедаки не было 40.

Нозирджон Буриев, руководитель пресс-центра ГКНБ в интервью Озоди рассказал, что по информации следствия, в большинстве случаев многие молодые люди, «примкнули к этим группировкам, не смотря на запрет своих родителей».

- Среди них – 36-летний Сулаймоншо Махмадшоев, житель села Шул Раштского района, 30-летний Аёмиддин Маннонов, по кличке Умар, 23-летний Манучехр Маннонов, 17-летний Мухаммадджон Давлатджон, известный как Холид, 23-летний Махди Шарифов, 19-летний Лутфулло Муродов – все эти молодые люди были убиты.

По мнению экспертов, в том, что все больше молодых людей примыкают к экстремистским группировкам, нет ничего удивительного.


Для сельской молодежи нет альтернативы

По словам Киёмиддина Азизова, сотрудника служб безопасности, жизнь молодежи в горных регионах Таджикистана вызывает «откровенную жалость». Многие из них вынуждены проводить день занимаясь скотоводством, что недостаточно для жизни. Кроме того, для молодежи почти не существует места, где бы они могли культурно развлечься и отдохнуть.

Молодые жители Рашта лишены возможности поступать в ВУЗы или найти себе занятие по интересам. Все это, по его словам, делает в их глазах
Улица в Гармском районе
привлекательными экстремистски настроенные группы, которые критически относятся к социально-политическому положению в республике.

«По нашей информации, один житель Нурабадского района еще в 13 лет вступил в такие группы и в 17-летнем возрасте был убит в операции по ликвидации Мулло Абдулло. Проблема в том, что у этих ребят нет правильного представления об Исламе, и поэтому, они впитали в себя экстремистские идеи».


Абдукарим Рахматов, молодой житель Рашта говорит, что опасения по поводу дальнейшего вступления молодых жителей в ряды экстремистских групп остается жестокой реальностью, в силу того, что «у его сверстников нет другой альтернативы для будущего». Сам Абдукарим после окончания средней школы два года тщетно пытался поступить в вуз.

Он говорит, что его сверстники не знают как проводить время: «В Раште нет кинотеатров или спортивных залов, негде повышать технические навыки», - сетует он. В таких условиях, когда кто-то со стороны пытается привлечь их идеей «джихада» или «служению религии», при этом обещав за это финансовую компенсацию, они соглашаются.

Абдукарим, житель Таджикабада, говорит, что многие его сверстники из этого района предпочли выехать на заработки в Россию или в Душанбе занимаются сезонными работами.


Безграмотность и религиозный фанатизм усложняют ситуацию


Мукаррама Насруллоева, сотрудница Комитета по делам женщин и семьи недавно вернулась из поездки в Раштскую группу районов. Она считает, что ситуация в этом горном регионе, который традиционно был больше подвержен религиозному влиянию, улучшается: больше людей охвачены трудом, девушки имеют возможность учиться в местных колледжах, есть необходимость повышать квоты для сельских девушек, желающих обучаться в вузах Душанбе и других городов.

Однако, по ее мнению, все еще трудно побороть неграмотность и религиозный фанатизм среди девушек и женщин, которые в силу географических и традиционных условий, вынуждены находиться под влиянием мужей и отцов, препятствующих их развитию.

«Когда мы хотели встретиться с ними и объяснить, что Ислам это не та религия, которая требует проливания крови и неграмотности, они не позволили нам сделать это. Некоторые из женщин, потерявших своих детей, считали их смерть угодным богу делом».

“Необходима стратегическая программа для молодежи”

Бободжон Каюм, эксперт по региональным вопросам, считает, что для профилактики молодежи от влечения в опасные организации, необходима специальная государственная программа для молодежи, которая подразумевает «бесплатную возможность заниматься спортом, изучать профессии, способные занять их свободное время, а в будущем обеспечить финансовый доход этой семьи», подобные тем, что были в советское время.

«Тогда государство строго следило за тем, чтобы дети после учебы не слонялись без дела», - вспоминает он. Однако, в отличие от тех представителей власти, которые считают, что посещение мечетей для детей необходимо запретить, Каюм считает, что это неправильно:

«Молодежь любит посещать мечеть. И если грамотные и знающие положение имам-хатибы будут говорить в своих проповедях о пользе учебы, необходимости повышения знаний, будут призывать их к светским наукам, все измениться к лучшему. Сами представьте, 9 месяцев в году в горных регионах нет света, естественно моральный уровень населения спадет на нет».

Этот независимый эксперт считает, что наряду с мечетями власти должны серьезно позаботиться о создании спортивных секций и развлекательных учреждений, чтобы молодежь была увлечена более полезными идеями.


А пока, караван правительства направился в Рашт…


На этой неделе группа представителей Комитета по делам религий и женщин, молодежного комета при правительстве, а также другие ответственные структуры направились в Раштскую группу районов для встреч и общения с местными властями и молодежью.

Харамгул Кодир
XS
SM
MD
LG