Пайвандҳои дастрасӣ

Хабари нав

Саидиброхим Назар, советник председателя Партии исламского возрождения Таджикистана


С. Назар баллотируется в депутаты в промежуточный выборах по столичному округу Сино

Саидиброхим Назар, выставивший свою кандидатуру на участие в промежуточных выборах нижней палаты Таджикского парламента по столичному округу Сино заявил на прошлой неделе, что не будет баллотироваться в депутаты, пока члены его партии не войдут в состав окружных комиссий.

В беседе с г-ном Назаром радио Озоди попросило его прокомментировать это решение:

Назар: Поспешу заявить, что наша партия не отказывается от участия в промежуточных выборах. На партийной конференции было принято решение, что мы будем выдвигать нашего кандидата на участие в выборах. Мы приняли такое решение в связи с тем, что в Центральной избирательной комиссии теперь новое руководство и надеемся на то, что в этот раз выборы пройдут справедливо и в соответствие с демократическими стандартами.


Поясню, что до выставления моей кандидатуры на участие в предстоящих промежуточных выборах, ПИВТ предъявила ЦИК список наших кандидатов, которые могли бы стать членами избирательных участков во время прохождения голосования. ЦИК принял у нас этот документ, заявив,
А. Каюмзод беседует с С. Назаром в студии радио Озоди
что наша просьба будет рассмотрена. Только потом я сдал все необходимые документы на регистрацию и 7 тысяч сомони в качестве взноса.

Однако за два дня до официальной регистрации моей кандидатуры на участие в выборах в окружной комиссии заявили, что внесение этих людей в комиссию будет незаконно и в связи с тем, что другие политические партии не выдвинули свои списки для включения в избирательную комиссию, они не могут удовлетворить нашу просьбу.


Мы долго спорили по этому поводу. Мы заявили, что если даже другие партии не предъявили свои списки, это нас не должно касаться. Тогда мы и сказали им, что если участковые комиссии будут создаваться без нашего участия, тогда и мы откажемся от участия на выборах.


Таковым было и решение политсовета ПИВТ. На прошедшей 5 апреля церемонии регистрации кандидатов на участие в выборах, они хотели зарегистрировать мою кандидатуру без удовлетворения нашей просьбы, однако я написал заявление и сказал, что условия нашего участия в выборах неизменны. Члены ЦИК заявили мне, что наше требование незаконно. В окружной комиссии заявили, что до 15 апреля у нас есть время зарегистрироваться для участия на выборах, но мы по-прежнему настаиваем на своем.



«Серьезное заявление»


Озоди: Однако, по закону членство представителей партий в участковых комиссиях не является незаконным?


Назар: Нет, закон не запрещает присутствие представителей политических партий в этих комиссиях. Это было бы логично и справедливо, если бы в
Кандидаты в промежуточные выборы парламента РТ
комиссиях принимали участие представители партий. Присутствие политических партий в комиссиях на руку и самим комиссиям. Однако когда они заявляют, что это требование «незаконно», то это очень серьезное заявление.


«Мы всегда уступали…»


Озоди: На фоне политических событий в арабском мире, в последнее время часто звучат заявления по поводу участия неких религиозных политических сил. Что вы думаете по поводу того, когда говорят, что религиозные политические силы не должны претендовать на власть?


Назар:
Эти слова были произнесены и руководителем ПИВТ. Главное не то, кем должен быть лидер номер один в стране. Самое главное мы должны думать о стабильности и развитии страны. Если я претендую на место и вижу, что кто-то лучше меня по профессиональным качествам более достоин этой позиции, и с точки зрения Ислама и с точки зрения человеческих ценностей, было бы справедливо уступить.

И наоборот, если я вижу, что могу лучше вас выполнить эту работу, то имею право добиваться этой позиции. Если же я вижу, что вы справляетесь лучше, я не имею права спорить. Политическая обстановка в мире свидетельствует о том, что если религиозное лицо начинает выступать против, то на него давят, клевещут и обвиняют его в чем-либо, в результате чего обстановка в стране и регионе дестабилизируется.


«Не хотим, чтобы проявились эмоции»


Озоди: Недавно информационное агентство «Тоджньюс» провела через
свой сайт опрос по уровню популярности политических партий, согласно которому ПИВТ и ее председатель получили большинство голосов. Каково ваше мнение по этому вопросу?


Назар: Мне нет никакого дела до опроса проведенного «Тоджньюс». Я не доверяю такого рода опросам. К сожалению, в нынешних условиях, опросы преследуют другие цели. Не знаю какие цели преследовало «Тоджньюс». Есть возможность того, что это сделано для того, чтобы подействовать на эмоции другой стороны. Однако, другая подоплека вопроса заключается в том, что ПИВТ действительно имеет свой авторитет, так как ПИВТ это народная партия. Представленная программа ПИВТ основана на чаяниях народа и это доказано на прошедших выборах.

Однако, несмотря на все это, мы не хотим, чтобы в обществе проявлялись эмоции. Даже если мы имеем поддержку народа, не хотим чтобы наши слова или наши действия, стали причиной беспокойства в обществе. Лично мое мнение и это мнение большинства членов нашей партии, то, что приход к власти нашей партии не имеет значения. Самое главное, чтобы наши программы продолжали работать.

Даже если их будет реализовывать другая партия. Однако если мы придем к власти, или в парламент или в исполнительную власть, и если это станет причиной нестабильности в стране, мы никогда не обменяем стабильность в стране ни на что. Ни власть, ни что-либо другое не стоят того, чтобы в стране была нестабильность. ПИВТ хочет, идти в ногу с обществом. У нас есть сторонники, у нас есть хорошие программы, однако если общество их не воспринимает, мы не можем достигнуть своих целей. Поэтому мы не спешим в этом вопросе.


Страх или слабое признание?


Озоди: ПИВТ также заявило, что не выдвинет своего кандидата на предстоящих президентских выборах, то есть не нуждается в этом кресле. С какой целью? Страх перед угрозой закрытия или косвенное признание того, что вы еще не готовы?


Назар: Ни то, ни другое. Правда, что наше общество испытывает и страх и угрозы. Однако это на очень низком уровне. Я отметил, что человек, прежде чем уйти со сцены или из политики, должен анализировать последствия этого для своей личности, своей организации и общества в целом... Прошедшие парламентские выборы доказали расположение сил. Именно поэтому, мы не хотим, чтобы общество вновь было нестабильным. Так как этот спор еще имеет продолжение. Может быть к тому времени изменится обстановка в мире и в нашей стране.

Возможно, они поймут, что проведение прозрачных выборов отвечает интересам народа. Если выборы будут проходит прозрачно, пусть их выиграет Рахмон или кто-нибудь другой, мы не против. Мы поддерживаем проведение прозрачных выборов. Если Рахмон и НДПТ на президентских или парламентских выборах наберут большинство голосов, мы их признаем, и будем уважать.

«Если будем участвовать на выборах 2013 года...»


Озоди:
Вы верите утверждениям, что если ПИВТ будет участвовать в выборах, обстановка ухудшится и эта партия будет одним из факторов нестабильности?

Назар: Нет, не может быть такого, чтобы ПИВТ стало фактором нестабильности. На выборах 2010 года мы немного активизировались, и как это было воспринято. Мы ощущаем, что часть общества не желает, чтобы оппоненты развивались и применяют любые способы, чтобы очернить их. Известно, что наша партия имеет религиозную направленность. Наша страна секулярно-светская, мы действуем секулярно. Мы не можем выйти за рамки религии. Мы работаем в светском режиме, в рамках дозволенного. В обществе, конечно же, бытует мнение о полном не восприятии существования и работы религиозных движений. Они полностью отрицают религиозное мнение. Каждое наше действие они воспринимают с этой секулярной точки зрения, ну и нам приходится все обдумывать много раз.

Нури, Химматзода или Кабири?


Озоди:
Вы работали при трех руководителях ПИВТ и на высоких постах. Кто из них и чем отличаются?


Назар:
Никто ни сможет заменить устода, так как он был учредителем. Когда он был жив, никто не осмеливался претендовать на руководство. Он был основателем. Действительно устод Нури был великой личностью. В ходе своей деятельности сталкивались с трудностями, нервничали, однако он одним словом нас успокаивал. Это не каждому удается. Устод Химматзода был научным деятелем и этот вопрос не подлежит обсуждению.

Сегодняшний наш руководитель Мухиддин Кабири молодой и энергичный человек, старается, работает, однако нельзя его сравнивать с устодом Нури и устодом Химматзода. У него много идей, он занятой человек и его работа стабильна. Однако возраст, молодость и времена различны. Каждый из них имеет свое место. У всех лидеров – свое место.


«Все изменчиво»


Озоди: Вы упомянули о председательстве и после Кабири. Есть сегодня лица, которые могут сменить руководителя ПИВТ? Или как в НДПТ, своего лидера считают незаменимым...


Назар: Те, кто утверждает, что они незаменимы, глубоко ошибаются. В мире нет ничего незаменимого. Оглянитесь на историю: что говорили во времена Сталина? Каждого нового руководителя во времена СССР считали незаменимым. Однако, условия изменились и это государство вместе со своими незаменимыми руководителями больше не существует. В ПИВТ мы не говорим, что руководитель незаменим. Кабири сегодня хорошо работает, Политический совет доволен его работой. Но он тоже человек, и другие тоже люди. Политический совет, высшее руководство и руководителя избирает съезд.

Он подотчетный человек и если на съезде будет определено, что он достоит, то опять же его изберем. Это естественно, что каждый имеет замену. Каждый из нас человек, который может заболеть или постареть, мы устаем. С этой точки зрения каждый человек, который приходит к должности, независимо какой это пост, должен всегда быть готовым к моменту ухода. Заявлять о своей незаменимости и распространять такое мнение со стороны группы лиц в отношении одной личности является большой ошибкой… Когда скончался устод Нури, многие думали, что партия распустится. Однако появились лица и партия работает.



Противоречия в ПИВТ, Куляб или Ислам?


Озоди: Говорят, что в ПИВТ существуют противоречия и Вас называют одним из тех, кто хочет взять руководство партией. Сейчас большинство чиновников кулябские, и действительно, вы тоже хотите стать руководителем партии?


Назар:
Если будет и дальше так продолжаться, то с ответственностью заявляю, что если даже меня признают достойным, я не хочу быть руководителем. Я не знаю, достоин я или нет... Это не зависит от того, кулябский или нет.. Я против такого мнения. Конечно же, каждый человек склонен относится к своей малой родине по-другому… Однако это имеет свое место и время.


Для меня неприемлемо использовать место своего рождения для получения руководящей должности. Молюсь, чтобы я не достиг того, чтобы я только гордился, что я кулябский. Я прежде всего горжусь, что я мусульманин, горжусь тем, что имею, что я таджик. Да я горжусь, что я кулябский, но это имеет свое место, однако я это никогда не буду использовать, чтобы добиться должности… Сегодня у партии есть руководитель и он достойный человек. И, слава богу, работу ведет лучше, чем я или кто-либо другой. Однако если наступит день и наш брат заявит, что не будет руководителем или же перейдет на другую работу, у нас есть еще несколько других достойных кадров.


Наши неудачи...


Озоди:
Когда ПИВТ на прошлых парламентских выборах проявила активность, стали поговаривать, что противоречия внутри партии стали вносить выходцы из Куляба, которые являлись членами вашей партии


Назар: Наши неудачи заключаются и в этом. Это болезнь всего нашего общества. Хотим, чтобы своего земляка, своего человека, независимо от того достоин он или нет, посадить в какое-либо кресло. К сожалению, это обстановка не соответствует религиозным и национальным нормам.


Я человек религиозный и это сознание не позволяет мне действовать так… Когда я выдвигался на парламентских выборах в Кулябе, заявил, чтобы братья не голосовали за меня только из-за того, что я кулябский. Дай бог, наступят времена, когда наш народ не будет обращать на то, что ты из какой местности или региона.


Беседовал Абдулкаюм Каюмзод
XS
SM
MD
LG