Среди них, безусловно, самой известной была Буринисо Бердиева, более двух десятилетий редактировавшей газету «Маориф ва маданият» («Образование и культура»). Благодаря главреду и газете в советские годы в Таджикистане было возрождено празднование Навруза .
Ей, неугомонной, сильной и строгой женщине известный поэт Бозор Собир посвятил одно из своих стихотворений. Буринисо Бердиеву поэт в этом стихотворении назвал не иначе, как «Герой Навруза».
«НАВРУЗ - РЕЛИГИОЗНЫЙ ПРАЗДНИК»
Сегодня Навруз в Таджикистане - это официальный праздник и нерабочий день. Более года тому назад ООН признал этот праздник международным.
Однако люди среднего и более старшего поколения в Таджикистане помнят советские времена, когда власти называли Навруз “остатком феодального прошлого” и никогда не давали возможности праздновать его на официальном уровне.
Конечно же, Навруз праздновали неофициально и для поэтов было приоткрыто маленькое окошечко, получившее завуалированное название “Сайри лола”, как праздник наступления весны.
По словам Низорамох Зарифовой, бывшего секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Таджикистана, «тогда говорили, что это религиозный праздник, его празднуют мусульмане, а не коммунисты»:
«Несколько раз поднимали этот вопрос. Холмурод Шарифов написал статью, потом Мирзо Турсунзода, Боки Рахимзода и другие представители интеллигенции присоединились к этому. Несколько раз обсуждался этот вопрос в ЦК.
Однако хотя сверху не давали "добро", несмотря на это Навруз праздновался ежегодно. Отмечал этот праздник в основном в сельской местности. На республиканском уровне он не праздновался, однако в регионах проходили соревнование по козлодранию, танцы и песни, готовили суманак. В общем, все традиции соблюдались», - говорит она
«ПРАЗДНИК ТРУДА" ВМЕСТО НАВРУЗА
В 1965 году власти Таджикистана поменяли свое отношение к интеллигенции и придумали новый праздник – «Праздник труда», который должен был ознаменовать начало весенних полевых работ и заменить Навруз. Руководитель Компартии Таджикистана Джаббор Расулов говорил тогда, что «Праздник труда» является тем, что он может разрешить, однако разрешение на празднование Навруза может дать только Москва.
21 марта 1966 года вышел специальный номер издания «Маориф ва маданият», который полностью был посвящен Наврузу.
Доро Дуст, известный журналист и бывший сотрудник этой газеты так описывает историю публикации первого и последующих номеров, посвященных Наврузу:
«Когда мы готовили номер, из ЦК нам сказали, чтобы мы принесли макет номера, посвященного «Празднику Труда». Редактор отнес, они одобрили. Однако когда макет вернулся, то мы его кардинально переделали и «Праздник труда» заменили «Наврузом.
После выхода номера инструкторы ЦК искали Бердиеву, которая, обычно, в тот день пропала, а нам говорила, что если ее будут искать, пусть скажут, что она ушла в ЦК. И так каждый год».
НАВРУЗ ПРЕВОЗНЕСЛА БЕРДИЕВА
Этот наврузовский номер был поворотным моментом в таджикской прессе и после него главный редактор «Маориф ва маданият» стал одной из самих популярных персон республики.
Поэт Бозор Собир, который в те годы работал вместе с Бердиевой в «Маориф ва маданият», говорит, что вокруг нее собралась группа сторонников, однако только благодаря мужеству Бердиевой, все что писалось о Наврузе, выходило в печать.
«Она подняла Навруз до официального уровня. Сегодня много героев Навруза, которые выступали за праздник и говорили о нем. Но многие уже не помнят Бердиеву, в разговорах о "возвращении" Навруза я никогда не слышал ее имени», - говорит он.
ДУШОЙ ВОЛЧИЦЫ
Буринисо Бердиева родилась 3 декабря 1927 года в Пенджикенте. Прежние дети ее родителей часто умирали и поэтому, когда она пришла на свет, было решено назвать ее Буринисо, чтобы была сильна как волчица и выжила.
Саидахмад Каландар, другой коллега Бердиевой в газете «Маориф ва маданият», говорит, что в ее воспитании ощущалась большая роль ее матери.
«Мать ее была работникам органов внутренних дел. Была гордой женщиной-наездницей, которая в свое время была вместе с народом», - говорит он.
Бердиева во время учебы в партийной школе вышла замуж за коллегу из Шурабада Джавхаршо Рахматуллоева. Именно по этой причине более 10 лет ее партийной работы прошли в Шурабаде и Кулябе - Бердиева в этом регионе "доросла" до должности второго секретаря Кулябского горкома партии и в середине пятидесятых годов переехала в Душанбе - ее пригласили на работу в ЦК Компартии Таджикистана.
В 1958 году она окончила отделение журналистики Высшей партийной школы в Москве. Тогда же был закрыт журнал «Точикистон», который редактировал известный таджикский поэт Абдусалом Дехоти, Вместо этого журнала начал выходить другой журнал - «Васияти Ленин», главным редактором которого была назначена Буринисо Бердиева. В 1960 году она пересела в кресло главного редактора «Маориф ва маданият» и на протяжении 23 лет ее руководства тираж этого издания вырос до 70 000 экземпляров.
«ЛОНО ОППОЗИЦИИ»?
В те годы власти негласно считали «Маориф ва маданият» оппозиционное лоно и центром диссидентов.
По словам Саидахмада Каландара, заслугами Бердыевой являются также
публикации произведений известных таджикских писателей.
«Она вместе с Сотимом Улугзода опубликовала «Суруди Хофиз» и «Аллома Адхам». С Улугзода после побега его сына Азиза из СССР никто не общался, и он был одинок. Были опубликованы знаменитые стихи Лоика и Бозора Собира.
Бозора Собира из-за инокомыслия выгнали из работы в Союзе писателей, Бердиева же приютила его в газете. Она привела писателя Джуму Одина в «Маориф ва маданият», тогда его роман «Гузашти айём» решением Центрального комитета был изъят из продажи и сожжен, - говорит наш собеседник.
Бозор Собир говорит, что устроиться на работу в «Маориф ва маданият» было несложно, тогда как в редакциях других газет и журналов этой свободы не было. Таким образом эта газета под руководством Бердиевой превратилась в центр национального самопознания.
«Оппозиции не было, однако люди недовольные, обиженные и исключенные собирались именно там. Джума Одина, Гаффор Мирзо, Сотим Улугзода, Рахим Хошим - весь цвет таджикской литературы были собран как букет цветов в одной корзине», - говорит он.
"БЕРДИЕВА СБЫВАЕТ НАРОД С ПУТИ"
По словам Бозора Собира, каждый номер «Маориф ва маданият» был под давлением властей, было не мало попыток "убрать" неугодного главреда, однако мужество позволили Бердиевой остаться во главе издания на протяжении 23 лет.
«Каждый раз ругало нас руководство министерства образования, выражали недовольство и в Союзе писателей, мол, почему мы пропагандируем Навруз. Даже говорили, что мы сбиваем народ с пути. Деятельность Бердиевой "сверху" никто не поддерживал.
Однако она была человеком авторитетным. Бердиеву не любили, поэтому ее частно не приглашали на официальные мероприятия, ее боялись, потому что она в лицо говорила о недостатках властей. Если, например, министр образования или министр просвещения Мехрубон Назаров, совершали какие-нибудь ошибки, Бердиева через газету или на каком-нибудь собрании критиковала их», - вспоминает он.
Супругом Бердиевой был брат мужа Низорамох Зарифовой. Зарифова, которая на протяжении долгого времени была секретарем ЦК Компартии и заместителем Верховного совета Таджикистана, признается, что многие высшие чины республики предпочитали не связываться с Бердиевой.
«Мы ее звали в Центральный комитет, давали ей советы. Мирзо Турсунзода много ее наставлял, чтобы она не шла против власти. Однако если бы ее сняли с работы, мир бы перевернулся. Она была резка. Могла нецензурную лексику использовать, не думая о последствиях.
Однако она была хорошим работником и прекрасно знала свою работу. Говорила, что никого не боится, и что у нее в сердце, о том она и будет писать», - говорит Зарифова.
«ИСТОРИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ»
В 1983 году, когда автор учебника «Алифбо» - таджикского "Букваря" Хилол Каримов в интервю Центральному ТВ утверждал, что до Октябрьской революции и издания его книги таджики были малограмотны и не имели школ, Бердиева опубликовала отклик 17 ученых и писателей, в числе которых был Нозирджон Арабзода, Рахим Мусулмониён и другие.
Публикация их статьи под заголовком «История свидетельствует» стало последней каплей, которая переполнила чашу терпения властей, и она сняли Бердиеву с должности главного редактора «Маориф ва маданият» по причине «выхода на пенсию».
Однако Саидахмад Каландар говорит, что в течение четырех месяцев после ее увольнения, никто из ЦК Компартии не осмелился ознакомить ее с указом об освобождении с дожности.
«Это продолжалось с февраля 1983 года до июня месяца.
Несколько человек назначили на ее место, однако она не была против них. Тогда ЦК хотел полностью обновить коллектив «Маориф ва маданият», но Бердиева три месяца защищала своих сотрудников и никого не уволили.
Потом назначили на ее место Бобо Насриддинова, который поддерживал позицию Бердиевой. Только после этого она согласилась уйти и передала свое кресло Насриддинову. После этого она была забыта, И больше никто из правительства и ЦК о ней не вспоминал, хотя у нее было немало заслуг», - говорит он.
Доро Дуст говорит, что они постоянно находились под давлением цензуры - Главлита. «История свидетельствует» указывала на ошибки идей Маркса и Ленина, однако возмездие властей не обошли «Маориф ва маданият» и Бердиеву.
«После того как побеседовали с авторами, некоторые из них отказались от своей подписи, как будто их имена включили не спросив их. Только Нозирджон Арабзода мужественно стоял до конца. Слышал, что тогда Радио Озоди также назвав «Революцией таджикской интеллигенцией» сделало репортаж об этом.
Пришел Каландаров, заведующий отделом пропаганды центрального комитета. Это был день выхода с отпуска Бердиевой. Бобо Насриддинова, работника Центрального Комитета, посадили на ее место, и ко мне повернувшись, Каландаров сказал, что если был 37 год, то всех бы расстрелял», - вспоминает Дуст.
У Бердиевой было трое детей. Один из ее сыновей скончались еще при ее жизни, второй сын умер после смерти матери. Единственная дочь Бердиевой Сулхинисо Рахматуллоева, кандидат наук, живет в Америке. Ее книга о культуре Востока была недавно издана в Голландии.
ПОСЛЕ ОТСТАВКИ - ЗАБВЕНИЕ
Родные и близкие Бердиевой признают, что в последние годы жизни она очень страдала. С одной стороны онкологическое заболевание и бедственное положение, с другой стороны, гражданская война и отказ от национальных ценностей, за которые она боролась всю жизнь.
Низорамох Зарифова считает, что Бердиева боролась, несмотря на заболевание, которое забирало у нее жизнь постепенно и мучительно.
«Ее оперировали. Это длилось очень долго. Она сама знала, что у нее рак. Говорила, что все равно умрет, поэтому шла куда хотела, ела все что захочет. Несмотря на бессилие, она не пропускала ни одной премьеры театра или нового фильма. Не допускала, чтобы болезнь ее победила, она сильно исхудала», - говорит Зарифова.
НАГРАДА ..."ВЫГОВОР"
Доро Дуст, который работал вместе с Бердиевой на протяжении 18 лет в «Маориф ва маданият», говорит, что для них было удивительным ее свободомыслие в тех тяжелых условиях.
«Она в жизни не имела никаких государственных наград, кроме как «выговоров». В годы гражданской войны она редко приходила к нам домой, а когда виделись, долго беседовали. В те времена мы все жили тяжело. Видел ее, она бедствовала, не могла даже себе лекарства купить», - говорит он.
Бердиева скончалась в октябре 2003 года на 76 году жизни. В последний путь проводили Героя Навруза без почестей, собрались только небольшое количество ее друзей, родных и близких. Она была похоронена на кладбище Лучоб.
Действительно, у Буринисо Бердиевой не было государственных наград и званий - единственное звание Героя Навруза она получила без официального указа и она запомнится в истории именно с этим званием.
Мирзо Салимпур
Ей, неугомонной, сильной и строгой женщине известный поэт Бозор Собир посвятил одно из своих стихотворений. Буринисо Бердиеву поэт в этом стихотворении назвал не иначе, как «Герой Навруза».
«НАВРУЗ - РЕЛИГИОЗНЫЙ ПРАЗДНИК»
Сегодня Навруз в Таджикистане - это официальный праздник и нерабочий день. Более года тому назад ООН признал этот праздник международным.
Однако люди среднего и более старшего поколения в Таджикистане помнят советские времена, когда власти называли Навруз “остатком феодального прошлого” и никогда не давали возможности праздновать его на официальном уровне.
Конечно же, Навруз праздновали неофициально и для поэтов было приоткрыто маленькое окошечко, получившее завуалированное название “Сайри лола”, как праздник наступления весны.
По словам Низорамох Зарифовой, бывшего секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Таджикистана, «тогда говорили, что это религиозный праздник, его празднуют мусульмане, а не коммунисты»:
«Несколько раз поднимали этот вопрос. Холмурод Шарифов написал статью, потом Мирзо Турсунзода, Боки Рахимзода и другие представители интеллигенции присоединились к этому. Несколько раз обсуждался этот вопрос в ЦК.
Однако хотя сверху не давали "добро", несмотря на это Навруз праздновался ежегодно. Отмечал этот праздник в основном в сельской местности. На республиканском уровне он не праздновался, однако в регионах проходили соревнование по козлодранию, танцы и песни, готовили суманак. В общем, все традиции соблюдались», - говорит она
«ПРАЗДНИК ТРУДА" ВМЕСТО НАВРУЗА
В 1965 году власти Таджикистана поменяли свое отношение к интеллигенции и придумали новый праздник – «Праздник труда», который должен был ознаменовать начало весенних полевых работ и заменить Навруз. Руководитель Компартии Таджикистана Джаббор Расулов говорил тогда, что «Праздник труда» является тем, что он может разрешить, однако разрешение на празднование Навруза может дать только Москва.
21 марта 1966 года вышел специальный номер издания «Маориф ва маданият», который полностью был посвящен Наврузу.
Доро Дуст, известный журналист и бывший сотрудник этой газеты так описывает историю публикации первого и последующих номеров, посвященных Наврузу:
«Когда мы готовили номер, из ЦК нам сказали, чтобы мы принесли макет номера, посвященного «Празднику Труда». Редактор отнес, они одобрили. Однако когда макет вернулся, то мы его кардинально переделали и «Праздник труда» заменили «Наврузом.
После выхода номера инструкторы ЦК искали Бердиеву, которая, обычно, в тот день пропала, а нам говорила, что если ее будут искать, пусть скажут, что она ушла в ЦК. И так каждый год».
НАВРУЗ ПРЕВОЗНЕСЛА БЕРДИЕВА
Этот наврузовский номер был поворотным моментом в таджикской прессе и после него главный редактор «Маориф ва маданият» стал одной из самих популярных персон республики.
Поэт Бозор Собир, который в те годы работал вместе с Бердиевой в «Маориф ва маданият», говорит, что вокруг нее собралась группа сторонников, однако только благодаря мужеству Бердиевой, все что писалось о Наврузе, выходило в печать.
«Она подняла Навруз до официального уровня. Сегодня много героев Навруза, которые выступали за праздник и говорили о нем. Но многие уже не помнят Бердиеву, в разговорах о "возвращении" Навруза я никогда не слышал ее имени», - говорит он.
ДУШОЙ ВОЛЧИЦЫ
Буринисо Бердиева родилась 3 декабря 1927 года в Пенджикенте. Прежние дети ее родителей часто умирали и поэтому, когда она пришла на свет, было решено назвать ее Буринисо, чтобы была сильна как волчица и выжила.
Саидахмад Каландар, другой коллега Бердиевой в газете «Маориф ва маданият», говорит, что в ее воспитании ощущалась большая роль ее матери.
«Мать ее была работникам органов внутренних дел. Была гордой женщиной-наездницей, которая в свое время была вместе с народом», - говорит он.
Бердиева во время учебы в партийной школе вышла замуж за коллегу из Шурабада Джавхаршо Рахматуллоева. Именно по этой причине более 10 лет ее партийной работы прошли в Шурабаде и Кулябе - Бердиева в этом регионе "доросла" до должности второго секретаря Кулябского горкома партии и в середине пятидесятых годов переехала в Душанбе - ее пригласили на работу в ЦК Компартии Таджикистана.
В 1958 году она окончила отделение журналистики Высшей партийной школы в Москве. Тогда же был закрыт журнал «Точикистон», который редактировал известный таджикский поэт Абдусалом Дехоти, Вместо этого журнала начал выходить другой журнал - «Васияти Ленин», главным редактором которого была назначена Буринисо Бердиева. В 1960 году она пересела в кресло главного редактора «Маориф ва маданият» и на протяжении 23 лет ее руководства тираж этого издания вырос до 70 000 экземпляров.
«ЛОНО ОППОЗИЦИИ»?
В те годы власти негласно считали «Маориф ва маданият» оппозиционное лоно и центром диссидентов.
По словам Саидахмада Каландара, заслугами Бердыевой являются также
публикации произведений известных таджикских писателей.
«Она вместе с Сотимом Улугзода опубликовала «Суруди Хофиз» и «Аллома Адхам». С Улугзода после побега его сына Азиза из СССР никто не общался, и он был одинок. Были опубликованы знаменитые стихи Лоика и Бозора Собира.
Бозора Собира из-за инокомыслия выгнали из работы в Союзе писателей, Бердиева же приютила его в газете. Она привела писателя Джуму Одина в «Маориф ва маданият», тогда его роман «Гузашти айём» решением Центрального комитета был изъят из продажи и сожжен, - говорит наш собеседник.
Бозор Собир говорит, что устроиться на работу в «Маориф ва маданият» было несложно, тогда как в редакциях других газет и журналов этой свободы не было. Таким образом эта газета под руководством Бердиевой превратилась в центр национального самопознания.
«Оппозиции не было, однако люди недовольные, обиженные и исключенные собирались именно там. Джума Одина, Гаффор Мирзо, Сотим Улугзода, Рахим Хошим - весь цвет таджикской литературы были собран как букет цветов в одной корзине», - говорит он.
"БЕРДИЕВА СБЫВАЕТ НАРОД С ПУТИ"
По словам Бозора Собира, каждый номер «Маориф ва маданият» был под давлением властей, было не мало попыток "убрать" неугодного главреда, однако мужество позволили Бердиевой остаться во главе издания на протяжении 23 лет.
«Каждый раз ругало нас руководство министерства образования, выражали недовольство и в Союзе писателей, мол, почему мы пропагандируем Навруз. Даже говорили, что мы сбиваем народ с пути. Деятельность Бердиевой "сверху" никто не поддерживал.
Однако она была человеком авторитетным. Бердиеву не любили, поэтому ее частно не приглашали на официальные мероприятия, ее боялись, потому что она в лицо говорила о недостатках властей. Если, например, министр образования или министр просвещения Мехрубон Назаров, совершали какие-нибудь ошибки, Бердиева через газету или на каком-нибудь собрании критиковала их», - вспоминает он.
Супругом Бердиевой был брат мужа Низорамох Зарифовой. Зарифова, которая на протяжении долгого времени была секретарем ЦК Компартии и заместителем Верховного совета Таджикистана, признается, что многие высшие чины республики предпочитали не связываться с Бердиевой.
«Мы ее звали в Центральный комитет, давали ей советы. Мирзо Турсунзода много ее наставлял, чтобы она не шла против власти. Однако если бы ее сняли с работы, мир бы перевернулся. Она была резка. Могла нецензурную лексику использовать, не думая о последствиях.
Однако она была хорошим работником и прекрасно знала свою работу. Говорила, что никого не боится, и что у нее в сердце, о том она и будет писать», - говорит Зарифова.
«ИСТОРИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ»
В 1983 году, когда автор учебника «Алифбо» - таджикского "Букваря" Хилол Каримов в интервю Центральному ТВ утверждал, что до Октябрьской революции и издания его книги таджики были малограмотны и не имели школ, Бердиева опубликовала отклик 17 ученых и писателей, в числе которых был Нозирджон Арабзода, Рахим Мусулмониён и другие.
Публикация их статьи под заголовком «История свидетельствует» стало последней каплей, которая переполнила чашу терпения властей, и она сняли Бердиеву с должности главного редактора «Маориф ва маданият» по причине «выхода на пенсию».
Однако Саидахмад Каландар говорит, что в течение четырех месяцев после ее увольнения, никто из ЦК Компартии не осмелился ознакомить ее с указом об освобождении с дожности.
«Это продолжалось с февраля 1983 года до июня месяца.
Несколько человек назначили на ее место, однако она не была против них. Тогда ЦК хотел полностью обновить коллектив «Маориф ва маданият», но Бердиева три месяца защищала своих сотрудников и никого не уволили.
Потом назначили на ее место Бобо Насриддинова, который поддерживал позицию Бердиевой. Только после этого она согласилась уйти и передала свое кресло Насриддинову. После этого она была забыта, И больше никто из правительства и ЦК о ней не вспоминал, хотя у нее было немало заслуг», - говорит он.
Доро Дуст говорит, что они постоянно находились под давлением цензуры - Главлита. «История свидетельствует» указывала на ошибки идей Маркса и Ленина, однако возмездие властей не обошли «Маориф ва маданият» и Бердиеву.
«После того как побеседовали с авторами, некоторые из них отказались от своей подписи, как будто их имена включили не спросив их. Только Нозирджон Арабзода мужественно стоял до конца. Слышал, что тогда Радио Озоди также назвав «Революцией таджикской интеллигенцией» сделало репортаж об этом.
Пришел Каландаров, заведующий отделом пропаганды центрального комитета. Это был день выхода с отпуска Бердиевой. Бобо Насриддинова, работника Центрального Комитета, посадили на ее место, и ко мне повернувшись, Каландаров сказал, что если был 37 год, то всех бы расстрелял», - вспоминает Дуст.
У Бердиевой было трое детей. Один из ее сыновей скончались еще при ее жизни, второй сын умер после смерти матери. Единственная дочь Бердиевой Сулхинисо Рахматуллоева, кандидат наук, живет в Америке. Ее книга о культуре Востока была недавно издана в Голландии.
ПОСЛЕ ОТСТАВКИ - ЗАБВЕНИЕ
Родные и близкие Бердиевой признают, что в последние годы жизни она очень страдала. С одной стороны онкологическое заболевание и бедственное положение, с другой стороны, гражданская война и отказ от национальных ценностей, за которые она боролась всю жизнь.
Низорамох Зарифова считает, что Бердиева боролась, несмотря на заболевание, которое забирало у нее жизнь постепенно и мучительно.
«Ее оперировали. Это длилось очень долго. Она сама знала, что у нее рак. Говорила, что все равно умрет, поэтому шла куда хотела, ела все что захочет. Несмотря на бессилие, она не пропускала ни одной премьеры театра или нового фильма. Не допускала, чтобы болезнь ее победила, она сильно исхудала», - говорит Зарифова.
НАГРАДА ..."ВЫГОВОР"
Доро Дуст, который работал вместе с Бердиевой на протяжении 18 лет в «Маориф ва маданият», говорит, что для них было удивительным ее свободомыслие в тех тяжелых условиях.
«Она в жизни не имела никаких государственных наград, кроме как «выговоров». В годы гражданской войны она редко приходила к нам домой, а когда виделись, долго беседовали. В те времена мы все жили тяжело. Видел ее, она бедствовала, не могла даже себе лекарства купить», - говорит он.
Бердиева скончалась в октябре 2003 года на 76 году жизни. В последний путь проводили Героя Навруза без почестей, собрались только небольшое количество ее друзей, родных и близких. Она была похоронена на кладбище Лучоб.
Действительно, у Буринисо Бердиевой не было государственных наград и званий - единственное звание Героя Навруза она получила без официального указа и она запомнится в истории именно с этим званием.
Мирзо Салимпур