«Молодых привлекает идея социальной справедливости»
По его мнению, молодым людям, уставшим от социальных проблем и безработицы, «наслышанных о системе социальной справедливости советских времен» привлекательны идеи коммунистов, нежели других политических сил.
Шабдолов заявил, что «многим молодым людям не привлекательно современное общество, где ощущается резкий дисбаланс в количестве зажиточных людей и бедняков. Многие мигрировали, стали бесправными дворниками в российских городах, не имею доступ ни к образованию, ни к медицинским услугам, их различают по национальному признаку и цвету кожи, чего не было раньше»…
Руководство этой второй парламентской партии заявляет, что из 45 тысяч ее членов, каждый третий представляет новое поколение Таджикистана.
Юные коммунистки
Нигина и Азиза, молодые жительницы Душанбе, с перерывом в восемь месяцев, решили вступить в ряды коммунистов в прошлом году. Они признаются, что «наслышаны много хорошего о тех временах» по рассказам своих родителей и хотели бы тоже жить в обществе, где «медицинские услуги будут доступны каждому и все люди будут жить одинаково».
Нигине хотелось, чтобы и сегодня «зарплаты учителей повысились, дети не работали на рынках, а доходы населения возросли». Азиза говорит, что она родилась в годы СССР и считает, что самым ценным достижением того общества было «равенство всех перед законами» и экономика развивалась стабильно.
В селах больше сторонников?
В компартии говорят, что большее число их новых молодых сторонников примкнуло в их ряды из сел и отдаленных регионов Истраравшана, Куляба и Бободжонгафуровского района.
Савсангул Джонова рассказала в телефонном интервью «Ояндасоз» из Куляба, что еще три года назад вступила в ряды компартии в надежде на то, что сможет «изменить ситуацию в стране». По ее словам, сегодня народ в Таджикистане переживает нелегкие времена потому, что утратил важные достижения советских времен, такие как бесплатное, а значит доступное образование, социальную справедливость и шанс на карьерный рост».
Савсангул признается, что среди ее друзей и знакомых много тех, кто не разделяет ее взгляды, особенно тех, кто считает, что Таджикистан должен идти не по уже горе-знакомому атеистическому, а исламскому пути развития.
Шодди Шабдолов считает, что если еще десять-пятнадцать лет назад про коммунистов отзывались как об «устаревшей» и утратившей политическую актуальность силе, то сегодня многие оценивают ее идеи по-новому.
Оппозиция несогласна
Однако с этим мнением готовы поспорить как представители народно-демократической, то есть партии власти и партии Исламского возрождения, которые заявили в преддверии последних парламентских выборах 2010 года о значительном росте числа их сторонников среди молодежи.
По мнению экспертов, если партия власти привлекательна для тех, кто верит в нынешнее руководство страны и связывает с ним свое дальнейшее будущее, то исламская партия больше привлекает идеей возращения утраченных религиозных ценностей.
На самом деле молодежь, как и большинство общества – аполитично
Но и в этом случае, согласно опросам общественного мнения, таджикское общество, также как и молодежь со времен гражданской войны середины 1990-х утратила всякий интерес в политической жизни.
«Многих интересует вопрос хлеба насущного», - считает Музаффар Олимов, руководитель центра «Шарк». Кроме того, отсутствие здоровой
Ностальгия по лучшей жизни
По мнению некоторых экспертов, неудивительно, что многие в современном Таджикистане ощущают ностальгию по советскому прошлому, так как эта страна наиболее болезненно переживает распад общей социально-экономической системы на пространстве бывшего СССР. «Кроме того, за последние 20 лет наш народ так и не увидел ничего лучше по сравнению с советскими временами, просто не с чем сравнивать», - считает один таджикский аналитик.
Таджикистан, как аграрная республика, сразу после развала СССР попала в огонь гражданской войны и до сих пор не может излечить раненое тело. На фоне глубокой безработицы и остановки производственных предприятий, трудовая миграция в города России стала, чуть ли не единственным путем выживания молодого поколения.
Зарангез Наврузшох
Харамгул Кодир
Хиромон Бакозода
По его мнению, молодым людям, уставшим от социальных проблем и безработицы, «наслышанных о системе социальной справедливости советских времен» привлекательны идеи коммунистов, нежели других политических сил.
Шабдолов заявил, что «многим молодым людям не привлекательно современное общество, где ощущается резкий дисбаланс в количестве зажиточных людей и бедняков. Многие мигрировали, стали бесправными дворниками в российских городах, не имею доступ ни к образованию, ни к медицинским услугам, их различают по национальному признаку и цвету кожи, чего не было раньше»…
Руководство этой второй парламентской партии заявляет, что из 45 тысяч ее членов, каждый третий представляет новое поколение Таджикистана.
Юные коммунистки
Нигина и Азиза, молодые жительницы Душанбе, с перерывом в восемь месяцев, решили вступить в ряды коммунистов в прошлом году. Они признаются, что «наслышаны много хорошего о тех временах» по рассказам своих родителей и хотели бы тоже жить в обществе, где «медицинские услуги будут доступны каждому и все люди будут жить одинаково».
Нигине хотелось, чтобы и сегодня «зарплаты учителей повысились, дети не работали на рынках, а доходы населения возросли». Азиза говорит, что она родилась в годы СССР и считает, что самым ценным достижением того общества было «равенство всех перед законами» и экономика развивалась стабильно.
В селах больше сторонников?
В компартии говорят, что большее число их новых молодых сторонников примкнуло в их ряды из сел и отдаленных регионов Истраравшана, Куляба и Бободжонгафуровского района.
Савсангул Джонова рассказала в телефонном интервью «Ояндасоз» из Куляба, что еще три года назад вступила в ряды компартии в надежде на то, что сможет «изменить ситуацию в стране». По ее словам, сегодня народ в Таджикистане переживает нелегкие времена потому, что утратил важные достижения советских времен, такие как бесплатное, а значит доступное образование, социальную справедливость и шанс на карьерный рост».
Савсангул признается, что среди ее друзей и знакомых много тех, кто не разделяет ее взгляды, особенно тех, кто считает, что Таджикистан должен идти не по уже горе-знакомому атеистическому, а исламскому пути развития.
Tajikistan - Tajik girls wearing national clothes during the Festival of Badakhshani folklor in Khorugh, 31Aug2008
«Да, меня многие не понимают. Особенно религиозные. Они не принимают меня всерьез». Молодая коммунистка из Куляба пожаловалась и на то, что ей и ее сторонникам не дают возможности выступать по телевидению и доводить свои идеи до более широкого круга населения. Шодди Шабдолов считает, что если еще десять-пятнадцать лет назад про коммунистов отзывались как об «устаревшей» и утратившей политическую актуальность силе, то сегодня многие оценивают ее идеи по-новому.
Оппозиция несогласна
Однако с этим мнением готовы поспорить как представители народно-демократической, то есть партии власти и партии Исламского возрождения, которые заявили в преддверии последних парламентских выборах 2010 года о значительном росте числа их сторонников среди молодежи.
По мнению экспертов, если партия власти привлекательна для тех, кто верит в нынешнее руководство страны и связывает с ним свое дальнейшее будущее, то исламская партия больше привлекает идеей возращения утраченных религиозных ценностей.
На самом деле молодежь, как и большинство общества – аполитично
Но и в этом случае, согласно опросам общественного мнения, таджикское общество, также как и молодежь со времен гражданской войны середины 1990-х утратила всякий интерес в политической жизни.
«Многих интересует вопрос хлеба насущного», - считает Музаффар Олимов, руководитель центра «Шарк». Кроме того, отсутствие здоровой
Tajikistan -- Men chat in front of a picture of Tajik President Emomali Rakhmon in Dushanbe, 26Oct2006
конкуренции среди политических сил страны и их разрозненность, а также подавление оппозиции со стороны властей «сделала непопулярной идею политической борьбы в современном Таджикистане», - считает другой аналитик. Ностальгия по лучшей жизни
По мнению некоторых экспертов, неудивительно, что многие в современном Таджикистане ощущают ностальгию по советскому прошлому, так как эта страна наиболее болезненно переживает распад общей социально-экономической системы на пространстве бывшего СССР. «Кроме того, за последние 20 лет наш народ так и не увидел ничего лучше по сравнению с советскими временами, просто не с чем сравнивать», - считает один таджикский аналитик.
Таджикистан, как аграрная республика, сразу после развала СССР попала в огонь гражданской войны и до сих пор не может излечить раненое тело. На фоне глубокой безработицы и остановки производственных предприятий, трудовая миграция в города России стала, чуть ли не единственным путем выживания молодого поколения.
Зарангез Наврузшох
Харамгул Кодир
Хиромон Бакозода