28 сентября 2015 года таджикский адвокат Бузургмехр Ёров покинул свой офис, чтобы встретиться с представителями Министерства внутренних дел.
Начальник Управления МВД по борьбе с организованной преступностью вызвал Бузургмехра на беседу, которая, как надеялись в его семье, будет простым разговором.
При этом у Бузургмехра наверняка было понимание того, что его ждет. Незадолго до этого один из самых неутомимым адвокатов-правозащитников Таджикистана принял в работу дела 13 оппозиционных политиков, которых правительство бездоказательно обвинило в подготовке госпереворота. Всего за несколько дней до этого Бузургмехр объявил, что один из его подзащитных подвергся пыткам в следственном изоляторе, и призвал других юристов объединить усилия в представлении интересов задержанных политиков. Вскоре после этого объявления чиновники попросили его отказаться от дела. Он отказался.
Когда Бузургмехр вошел в здание Министерства внутренних дел 28 сентября, он был немедленно арестован. Ему было предъявлено обвинение в подлоге, мошенничестве, разжигании национальной, расовой, местнической или религиозной вражды, а также экстремизме. В заявлении, опубликованном министерством, он описывается его как «адвокат-мошенник» и «жулик». Несколько недель спустя в телевизионном шоу Бузургмехра показали как «адвоката-мошенника», сопроводив сюжет стоковыми изображениями мешков с деньгами.
Проведя в следственном изоляторе более года и пережив судебное разбирательство, которое изобиловало процессуальными нарушениями, в октябре 2016 года Бузургмехр был приговорен к 23 годам заключения. Его приговор позже был увеличен до 28 лет после того, как Бузургмехра осудили по дополнительным политически мотивированным обвинениям (включая неуважение к суду, которым судья посчитал вызывающее стихотворение, которое адвокат осмелился зачитать вслух на суде).
24 января 2019 года Бузургмехр будет находиться в тюрьме уже 1215 дней. Этот день особенно примечателен, поскольку в эту дату отмечается День адвоката под угрозой. «День» является частью девятилетней кампании, призванной повысить осведомленность общественности о проблеме насилия и карательных мер в отношении юристов во всем мире.
К сожалению, в этот день Бузургмехр — не единственный адвокат, находящийся в опасности в Таджикистане. Его коллеги находятся под угрозой серьезного
преследования в виде карательных и незаконных арестов, тюремного заключения, запугивания и угроз убийством, которые получают многие адвокаты (а также члены их семей), обычно в отместку за ведение политических дел. Многие адвокаты, которые защищали представителей политической оппозиции, были обвинены в подрыве национальной безопасности преступлений или были вынуждены покинуть страну из-за боязни репрессий, а те, кого арестовали и привлекли к ответственности, столкнулись с закрытыми и предвзятыми судебными разбирательствами, а также суровыми приговорами.
Помимо назначения тюремного срока Бузургмехру, правительство арестовало и задержало по крайней мере еще пятерых адвокатов по правам человека — Шухрата Кудратова, Фахриддина Зокирова, Джамшеда Ёрова (брата Бухургмехра), Нуриддина Махкамова и Дильбар Додожонову, а также Фируза и Далера Табаровых, сыновей Исхока Табарова, другого известного правозащитника. Фахриддин вышел на свободу после двух тюремных сроков. Джамшед был выпущен из тюрьмы 30 сентября 2016 года и покинул Таджикистан из-за продолжающихся притеснений и страха ареста. Шухрат был выпущен в августе 2018 года, но после этого полиция навещала его по крайней мере шесть раз. Кроме того, он не может заниматься юридической практикой. В мае 2017 года, вскоре после публикации в Facebook обращения к Президенту Таджикистана Эмомали Рахмону прекратить преследование Бузургмехра, известный юрист-правозащитница Файзинисо Вохидова была допрошена властями, которые затем помешали ей выехать из страны. В конечном итоге запрет на поездки за рубеж был снят, но, к сожалению, Файзинисо скончалась в начале этого месяца. Она так и не дождалась восстановления своей адвокатской лицензии. Партнера Бузургмехра Нуриддина Махкамова судили вместе с Бузургмехром, он был приговорен по политически мотивированным обвинениям к 21 году лишения свободы.
Правительство Таджикистана также предприняло шаги по ограничению независимости института адвокатов. В ноябре 2015 года был принят новый закон, обязывающий всех адвокатов продлевать свои лицензии в Министерстве юстиции вместо независимой коллегии адвокатов или органа лицензирования, а также сдавать квалификационный экзамен каждые пять лет. Для выявления адвокатов, которые готовы брать на себя политические дела, данный экзамен включает в себя разнообразные вопросы, не имеющих отношения к юриспруденции, в том числе вопросы по истории, культуре и политике. Таджикские адвокаты обеспокоены тем, что экзамен, находящийся в ведении властей, используется для исключения тех, кто может взяться за дела, направленные против интересов правительства.
Действия Таджикистана были решительно осуждены международным сообществом. В октябре прошлого года Ассоциация юристов Англии и Уэльса выпустила письмо с просьбой о том, чтобы правительство освободило всех адвокатов, находящихся в заключении. Европейский союз и Соединенные Штаты также обсудили дело Бузургмехра на самом высоком уровне в правительстве Таджикистана. Моя юридическая компания, в сотрудничестве с организациями «Свобода сейчас», «Адвокаты для адвокатов» и компанией DLA Piper, подала петицию в Рабочую группу ООН по незаконному лишению свободы от имени Бузургмехра. Мы ожидаем заключения по этому делу в самое ближайшее время.
Такие адвокаты, как Бузургмехр занимают важное место в обществе. Они представляют интересы маргинализированных лиц, брошенных или подвергающихся преследованию со стороны своих правительств. Они являются хранителями верховенства закона и правосудия. Подвергая преследованиям и даже уголовным обвинениям адвокатов, которые осмеливаются брать на себя на непопулярные дела, Таджикистан не только нарушил свои обязательства в рамках международного права — он практически уничтожил юридическую профессию. Количество лицензированных адвокатов в стране снизилось с более чем 1200 в 2015 году до всего 600 в 2017 году. В Таджикистане на 14 500 человек приходится всего один юрист. Этот второй наиболее низкий показатель на душу населения в Центральной Азии, ниже только у Туркменистана.
В День адвоката под угрозой мы призываем Таджикистан прекратить преследования адвокатов. Таджикистан должен восстановить независимость института адвокатуры, подтвердить важность верховенства правосудия в пределах своих границ и немедленно и безоговорочно освободить Бузургмехра и всех остальных адвокатов, содержащихся в заключении из-за ведения политических дел. В случае если Таджикистан не выполнит данные требования, правовое сообщество — и международное правозащитное сообщество в целом — должны использовать все доступные каналы коммуникации и влияния, чтобы положение смелых таджикских адвокатов стало постоянным предметом обсуждения в дипломатических, военных, туристических, экономических или других разговорах об этой стране.
Марк Готтридж — партнер в юридической компании Hogan Lovells, которая бесплатно представляет интересы Бузургмехра. Он также является соавтором петиции в Рабочую группу ООН по незаконному лишению свободы.
Сафирони ғарб ба худ савол надоданд, ки агар ин гурӯҳи чинояткор мусаллаҳ намебуд, чӣ гуна афсари Алфа аз синааш кушта мешуд ?
18.05.2022 интернет дар Бадахшон қатъ гардидааст. Яъне ту деҳотӣ дур аз Бадахшон шарҳ навиштӣ, зеро дар Хоруғ мебудӣ шарҳ навишта наметавонистӣ барои, ки интернет қатъ буд. Пас, ту дур аз маҳалли нотинҷ , яъне дур аз хатар ба ҷони худ муаян мекунӣ, ки кӣ мардуми он минтақа чӣ мехоҳад? Ба назар мерасад аз дур ба шурандозӣ машғули
Ина ба ту *свиноферма*. Ин мардуми махалчи худшон намедонанд ки чи мехоханд. Дар хакикат ба кисми зиёди мардум душвор аст, лекин талаботи ин мардум ночо аст. Чиноятпешаора гам натен чи коре хоханд, анчом бтан. Аз пайи ду-се чиноятпеша хестану мардумро сарсон ва чомеаро ноором кардан, корест мутлако хато. Барои бехтар кардани шароити зист, муайё кардани шароити зиндагии арзанда, масъалаи маош ва нафака, ташкили чойои кори митинг кардан арзанда аст.
Ха бие хамаро бархам тим,амниятам,милисаям,вазиру казиру,муалиму,военкомату солдату духтуру ва хоказо..ро,Кабрда дарою хоб рав,ана хамончода гайр аз ту дигар кумита нест!
Durust, boyad hama muvofiqi konun amal kunem. Nashnida boshi agar ina aku bishnav az man ki talaboti mardumi jamomadai Xorugh va kishlokhoi girdu atrof ham hamin ast ki boyad hama az rui konun amal kunem, hej talaboti digare pesh ovarda nashudaast. Baroi hamin yak talaboti ba talabi xdt monand ba sarashon lashkar kashidand...