Панҷшанбе, Август 28, 2014

Блогистон

Невежество не имеет национальности

Национализм, являясь показателем отсталости, на постсоветском пространстве используется как некое лекарство для укрепления национального сознания и стабильности. Однако это лекарство крайне опасно при передозировках, очень важно правильно определить ту тонкую грань между шовинизмом и патриотизмом.

x
Если сто лет назад письма и новости доходили до адресатов неделями или даже месяцами, то сегодня, в информационный век счет идет на количество килобайт информации в секунду. Все стало развиваться и меняться вокруг значительно быстрее. Информационный век создал новый уровень мышления, более требовательный к емкости, скорости и реакции. Люди, достигшие этого уровня мышления, видят наш с Вами мир совсем другими глазами.

Они не видят таджиков, узбеков, русских...или «северных» и «южных»....Они видят людей и человечество, как единое целое, как единый быстрорастущий организм в одной общей лодке. Пока многие продолжают болеть национализмом и никак не могут утолить жажду власти, разбираясь и что-то доказывая в своих местечковых конфликтах, мир стремится к расширению межцивилизационного диалога, к познанию общечеловеческих ценностей.

Доброта и злость, простодушие и лицемерие, мудрость и глупость.– не имеют никакой национальности и тем более регионального происхождения. Ведь многие это знают, но не все действительно так думают. Людям свойственно обобщение, нам нужны стереотипы и шаблоны, так нам легче ориентироваться в этом мире, навешивая на все и всех яркие ярлыки, мы можем четко и уверенно сказать, кто есть кто. Так легче жить, кажется, что все знаешь, у тебя всегда найдется ответ, всегда есть два варианта «свое» или «чужое», «хорошое» или «плохое», «черное» или «белое». Но сегодняшние реалии жизни диктуют новое понимание, жизнь оказывается намного сложнее и разнообразнее.

Идя по пути прогресса, человечество постепенно придёт к свободному перемещению, к распространению модели нового мышления, нового масштаба видения мира. Вряд ли сохранятся привычные ныне рамки государственных границ, люди уже имеют и будут иметь больше политических и материальных возможностей для лёгкого и быстрого перемещения по планете в любую её точку. Естественно, что признаки, выделяющие народ, нацию как единое целое (такие как национальный язык, менталитет, жизненный уклад) могли сформироваться при весьма ограниченных возможностях перемещения людей.

Таким образом, чрезмерная интеграция и участие в процессе мировой глобализации могут потенциально представлять собой угрозу для новосозданных малоопытных государств постсоветского пространства, еще не до конца сформировавших свои национальные признаки. Интеграция по своему определению предполагает отказ от определенного суверенитета во благо коллективных интересов. Следовательно, интеграция для этих стран видится, прежде всего – как угроза национальной безопасности государства. Ряд новых независимых государств постсоветского пространства, совсем недавно получивших свой суверенитет и начавших им пользоваться, проявляют открытое нежелание им делиться. Другими словами интеграция предполагает определенный уровень политической зрелости.

Поэтому все интеграционные объединения на постсоветском пространстве носят аморфный характер. Этим же объясняется дезинтеграционное поведение Узбекистана, от которого в силу его геополитического положения зависит судьба интеграции в Центральной Азии. Однако к радости или к горю, одна центральноазиатская республика не в силах остановить мировой локомотив глобализации. И в недалеком будущем, при неминуемой смене элит и мировоззрений, интеграционные процессы вновь возобновятся.
Необходимо закрепить понимание мирового процесса глобализации, как необратимого, он является объективной реальностью мирового развития человечества. Другой вопрос – действительно ли роль самобытности нации в условиях глобализации затрагивает национальную безопасность государства?

Нации, оставившие огромный отпечаток в развитии мировой цивилизации, имеющие историю и города-памятники, существующие тысячелетиями, не боятся быть забытыми и поглощенными процессом мировой глобализации. Тогда как, некоторые нации, занимавшиеся последние два десятка лет сочинением своей истории и переписыванием учебников, подавлением других этносов внутри страны, более остро осознают данную угрозу и рассматривают её как угрозу своей национальной безопасности и суверенитета в ближайшей перспективе.

Проблема в том, что наше советское, ну а теперь и национальное мышление оказалось не готовым к этому новому информационному веку и к переходу на другой уровень. К примеру, из полсотни новых постсоветских миллиардеров ни один не представляет себе участие в каких-либо благотворительных проектах за рубежом. За рубежом они больше заняты покупкой вилл, яхт и спортивных клубов. В контраст с этим, Тед Тернер, основатель CNN, пожертвовал треть своего капитала, 1 млрд. долларов в пользу ООН, кроме того он стал инициатором других начинаний глобального масштаба.

Это и есть показатель зрелости и нового масштаба мышления. У нас же, «постсоветских», к большому сожалению, зрелость пока остается на уровне эгоцентричного местичково-желудочного типа мышления (работающего обычно по следующему алгоритму: я, моя семья, мои друзья, мои дальние родственники, мои соседи, моя улица, исключительность истории моего села, исключительность моей национальной культуры и языка....). Мы слишком далеки от проблем голодающих детей в Африке, от проблем пострадавших на Гаити, от проблемы глобального потепления...
Ин баҳс баста шудааст.
Гурӯҳбандии назарҳо
Назарҳо
     
Ном: Мантик аз: Замон
08.03.2010 12:53
Вот это да! Читая эти мысли я только кивал головой в знак согласия. Трудно не согласится с этими мыслями. Рано или поздно мы придём к этому. Побольше таких публикации "Озоди"
Дар посух

Ном: Мухамад аз: Тавилдара
11.03.2010 12:59
Золотие слава! Довним давно об этом говарил легендарний Таджикский поэт Саъди Шерози но до наше время не чего не изменилось.
ВСЕ ПЛЕМЯ АДАМОВО-ТЕЛО АДНО,
ИЗ ПРАХА ЕДИНОГО СОТВАРЕНО,
КОЛЬ ТЕЛА ОДНА ТОЛЬКО РАНЕНА ЧАСТЬ
ТО ТЕЛУ ВСЕМУ В ТРЕПЕТАНИЕ ВПАСТЬ,
НАД ГОРЕМ ЛЮДЕСКИМ ТЫ НЕ ПЛАКАЛЬ ВОВЕК,
ТАК СКАЖУТ ЛИ ЛЮДИ, ЧТО ТЫ ЧЕЛОВЕК.

Ном: Bobo Tohir аз: Afsona
08.03.2010 22:32
Kakie prekrasnie slova. Mi dvigaemsya ot krasivogo k vozvishennomu. Krasota mira proyavlyaetsya v novix slovax i v novom pafose kak kogda to ob etom pisali utopisti. Nasionalism i ego tonkaya gran i za povorotom shovenism a dalshe propost.
Rasskaju vam odin rasskaz. Sidit Tajik v bare v Moskve i rasskazivaet pro neboskryobi v Dushanbe svoim sobesednikam. A ix bilo troe. Dvoe kivali golovoi. Oni bili bili v vostorge ot tago shto im rasskazivali. Odin daje xotel priexat v Dushanbe, kotoriy v nachale ili daje v seredine 90x bil poxoj tochno uje ne na sebya. A tretiy nichego ne govoril. Kak tolko eti dvoe ushli, tretiy nachal kivat golovoi. Nu i nash zemlyak posmotrel na nego s udivleniem i sprashivaet. A vi shto ne xotite k nam v gosti, vse eti neboskryobi udividte, i v metro pokataetes.
A russkiy emu v otvet govorit - a pro metro ti zrya....
Tochno takoi je pafos mojno nablyudat v tvoyom rasskaze. Tolko vot ya ne znayu gde u tebya gran naxoditsya - mejdu propostyu i shovenizmom, ili prosto ti istoricheskoe razvitie chelovechestvo ne chital. Aj golova nachala bolet ot etoi boltologii
Дар посух

Ном: Кова аз: Бадахшон
09.03.2010 18:28
Бобо Тохир ты опередил меня и спасибо тебе, что написал, то что я хотел написать!
Наш высокообразованный земляк начал за здравие, закончил за упокой. ...

Ном: Иброхим аз: Душанбе
09.03.2010 11:10
Бытие определяет сознание. Наше мышление диктует наше бытие. Несмотря на то что происходит глобализация, Тернер жертвует миллирд долларов, миром как и прежде движет частный интерес и выгода. Может внешняя декорация немного поменялась, но суть прежняя.

Ном: Z аз: Britoniyoi Kabir
09.03.2010 14:17
Azamat, ineteresnaya stat'a. Pravda interesnee to chto kak lyudi umudryayutsa videt' v tvoih statiyah veshi kotorih poprostu net. Ya viju kak "Anti-chauvinistic" monefesto !
Дар посух

Ном: Беном аз: Душанбе
12.03.2010 10:13
А может все таки ты таджикский не так понимаешь?
Дар посух

Ном: Z аз: Britoniyoi Kabir
13.03.2010 16:55
Statiya napisana na russkom, esli ya oshibayus' to pojaluista popravte menya. A literaturni tajikski hramaet u menya et tochno!

Azamat bhi, bgard brat !

Ном: Tojik
09.03.2010 18:06

Tisyachi let tomu nazad Abu Ali ibn Sino pisal Kanon Medicini, kotorim do six por polzuyutsya bolshie nauchnie centri na zapade. Esli sdelat list mujei istorii nashei strani ili je nashei natsii, to mi yasno uvidim shto fundament razvitiya mishleniya bil postavlen v starie dobrie vremena, kogda nashi predki izuchali te problemi, kotorie seichas razrabativayutsya v sovremennix laboratoriyax razvitix gosudarstv. Informatsionniy vek ne sozdal novoe mishlenie, a preobrazoval i perevernul nekotorie detali starogo mexanizma shtobi sdelat informatsiyu dostupnoi vsem. K bolshomu sojaleniyu – novoe mishlenie o kotorom vi pishite do six por imeet te nuansi, kogda Tajik, ili Uzbek do six por ostayotsya Tajikom ili Uzbekom dlya razvitix gosudarstv. Bolee tago, razvitie gosudarstva kak znak ‘novogo mishleniya’ o kotorom vi pishite snimayut filmi na podobiya ‘Nasha Russia’ ili ‘Burat’ gde s nasmeshkoi pokazivayut vsemu miru to shto ne obedenyaet chelovecheskuyu civilizatsiyu, a razdelyaet ix.

Jizn istoricheski bila i budet slojnim i raznoobraznim. Eyo slojnost i raznoobraznost vsegda proyavlyalos v mishlenii, i ideyax o mire. Zapadnie Xristianskie strani proshli etot etap mnogo let tomu nazad. I do six por, eto razvitie gosudarstvo ispolzuyut, virajayas vashimi je slovami, obobsheniya, stereotipi i shabloni, shtobi legche orientirovatsya v etom mire. Ponyatie ‘svoi’ i ‘chujoi’ vsegda bil, est, i budet dlya nix tem kursorom shto diktuet staroe ponimanie jizni v bolee preoformlenom vide.

Gosudarstvennie granitsi, kotorie sujayutsya so vremenim bolee yarche virajaetsya tem shto slabie gosudarstvo ne mojet postoyat za svoi idei. Ili drugimi slovami za sozdanie svoix idei. Vse yarkie yarliki kotorie povesheni na vsex i vsya, opredlyayutsya razvitimi strananmi. K primeru, Amerika privodit demokratiyu v Iraq i Aganistan tem shto ubivayut prosto naseleni iz za svoix istoricheskix oshibok. Kak mojet chelovek govorit o demokratii ili suverenitete, kogda obe eti ponyatiya vnedreni v obshestvo siloi, i xuje vsego voinoi.
(Prodoljenie sleduet)

Ном: Tojik
09.03.2010 18:06
Peremeshenie po stranom i kontinentam stanovitsya bolee legche dlya tex u kago est resursi. K primeru kak mojet prostoi Tajik ili Uzbek peredvigatsya po miru, kogda u nego net materialnix vozmojnostei. Kak eti ludi budut imet bolee luchshuyu materialnuyu vozmojnost, kogda oni ne sposobni kupit prostuyu odejdu dlya svoix detei. Novoe mishlenie, sujaet takix lyudei vsyo bolshe i bolshe.

Govorya o smene elit mi stalkivaemsya s razlichnimi politicheskimi voprosami, kotorie mogut reshatsya tolko preobrazovaniem strukturi vlasti. Jitiruya vashi je slova - И в недалеком будущем, при неминуемой смене элит и мировоззрений, интеграционные процессы вновь возобновятся. Необходимо закрепить понимание мирового процесса глобализации, как необратимого, он является объективной реальностью мирового развития человечества – ya teryayus v razgadke vashix predlojeniy. Oni stanovyatsya bolee abstraktnimi. Kak mojet globalisatsiya stat obektivnoi realnostyu mirovogo razvitiya chelovechestvo, kogda razvitie gosudarstva ispolzuyut nashi resursi dlya razvitiya svoix stran? Globalizatsiya, v svoei obektivnoi realii limitiruet nasionalnie tsennosti, kotorie razvivalis vekami.

Problema negotovnosti nashei natsii k bolshim izmeneniya v post sovetskoe vremya bilo ochevidnoi realnostyu. Idustriya, zavodi i fabriki rabotali pod upravleniem ne tajikiskix, ili ne uzbekskix specialistov. Xotya Uzbeki imeyut bolshe potensiala chem. Tajiki, mi yasno vidim shto nashi – ‘svoi rodnie’ Tajiki v techenie 20 let posle nezavisimosti daje ne mogli podgotovit kadri dlya luchshego budushego. K bolshomu sojaleniyu, vse lyotchiki kotorie rabotayut v Tajikix avialiniyax – ne tajiki. Eto ne vopros tago shto nasha nasionalnaya gordost ne pozvolyaet nam dobitsya etix rezultatov, a prosto tem shto nasha sistema obrazovaniya napravlena na storitelstvo lichnix osobnyakov i vil, a ne na razvitie kadrov.

Pokazateli zrelosti nasii opredelyaetsya tem shto natsiya imeyu svoi prioriteti kak na politichekoi platforme, tak i v ekonomicheskoi i socialnoi otrasli razvitiya. Eto zavisit proso ot nas Tajikov – pochuvstvovat shto mi Tajiki mojet sozdat novie ideali cherez preobrazovanie starix elementov nashei kulturi. Tak davaite, reashat realnie problemi v realnom socilno-politicheskom kontexte, a ne pisat neobdumannie stati posle chteniya teorii, kotorya ne podxodit politicheskim, i socialnim realiyam nashego obshestvo.

Spasibo bolshoe

Ном: Гулкурбон аз: Бадахшан
12.03.2010 14:39
Беспокойство реакционной невежественности породила гражданского и нравственного порядка, который усугубился в последнее время. Так же надежда что это неизбежная мало-компетентность будет как - то воспитываться до обрушение на нас бедствие. Мы встречаем тех импульсов сегодня, на пример политическая миссия либерального атеизма, просвещать «замедленную традицию».

Для нашего поколения такие тревоги и надежды не пустые припевы, но все слишком осязаемыми впечатлениями. Мы крепко противостояли своим настоящим и сожалеющим затруднительным положением, наша собственная «смутная равнина» была неизбежным объединением сил, насилие и невежественности, угрожающая расточительностью человеческой жизни как никогда раньше. Многие находят сложным обхватить такое состояние дело. В эпохе глобальной связи, это внушает верить в того, что одна часть человечества может неправильно толковать дух и характер другой половины. Безграмотность ни в коем случае не бывает односторонней – она обоюдна и устойчива. Столкновение невежественности сверх того, просто не только между,.. но также внутри и поперек общества. И в те трудные времена, мы инстинктивно ищем прибежище в образование как средство нашего всеобщего спасения. Мы требуем с мерой безотлагательности формы образования, которые могут исцелить человечества от культурной безграмотности, заполняющего мир сегодня.
Дар посух

Ном: Dangharagi аз: Danghara
13.03.2010 23:02
Ya v takoi je stepeni podderjivayu nravstvenno ideolagicheskoe opupatvarenie poglativshee samosoznanie drevne grechskih philosofov v otsutstvii moral'tnih ustoev sdvinuvshih nineshnee pokolenie pod predlogom modernizacii....

Ном: the reader аз: planet Earth
12.03.2010 18:09
Безграмотность ни в коем случае не бывает односторонней – она обоюдна и устойчива)))))))))))) Ном: Гулкурбон





Ном: Zamir аз: Dushanbe
12.03.2010 18:47
Только один процент населения Таджикистана может достигнуть все вышесказанное в ближайшие 10-20 лет. Только нулевая толерантность к коррупции, высокий уровень образованности населения и отсутствие велико-арийских или велико-таджикских националистических настроений смогут дать импульс прогрессу таджиков по пути развитых мировых народов.
Глобализация неизбежно затронет наш народ, уже некоторые части нашего населения затронуты, но с другой стороны, то чего нам хотят предоставить взамен под красивыми словами о хорошей жизни не всегда может быть таким же полезным и нужным для нашего народа. Глобализация уничтожает все самобытное, к примеру США, где не осталось ничего морального, так как сошлись сотни миллионов людей со всего мира и начали жить вместе, дорогой "мирного сосуществования", так как в Штатах можно увидеть Палестинца в обнимку с еврейской девушкой, Пакистанца мужем индианки или Таджика, который не стесняясь сидит за одним столом с узбеком и при этом кушает Таджикский(ошибочно узбекским называют) плов. Несомненно плюсы есть, да даже если их нет, то все равно мы часть мирового сообщества, и конечно же станем жертвами общемировых процессов, но перед тем как тотально такое случиться с Таджикистаном, я всех призываю к одному, к тому, чтобы все мы старались поднять уровень образования нашего народа, так как в противном случае то теплое местечко, которое обещают нам глобалисты достанется другим, так как мы не будем в силах защищать себя и свои интересы. Глобализация - процесс необратимый, но законы капитализма будут работать одним механизмом с глобализацией, т.е. будут богатые и бедные, а исполнить глобализационные желания сложно имея только желание и научные ресурсы, нужны и материальные, поэтому призываю таджиков к единству во всем, а тебе Азамат успехов в дальнейшем творческом успехе, и чтобы всегда также заботился о родном Согде, о священном Таджикистане и о великом таджикском народе!:)
Дар посух

Ном: Tojik
15.03.2010 12:28
Prekrasno skazano tolko est nekotorie preuvelicheniya ili neadekvatniy analiz. Globalizatziya uje dvigaetsya po puti k nam. Mi uje chuvstvuem ego vliyanie. Est uje bogachi, kotorie dumayut kak kapitalisti. A bedniki do six por ne imeyut sredstv xotya bit dat xoroshee obrazovanie svoim detyam.
Odno ne mogu ponyat kak veliko-tajikskie ili veliko-ariyskie natsanalisticheskie idei mogut bit prepyatsviem dlya razvitiya? Pochemu veliko-amerikanskoe (interesno to shto ono ne tak uje veliko)do six por slujit mayakom edinstvo dlya Amerikansev? Takoe vpechatlenie shto mi Tajiki xotim prosto izbegat samogo sebya.
Towarishi - kuda vi mojete bejat ot tago chto delaet nas Tajikom? Pochemu ne ispolzovat nashi natsionalisticheskie tendensii dlya razvitiya ili sozidaniya chego to. A net, nado vse valit, bombit, i potom na pustom meste stroit chego to, shto daje fundamenta ne imeet.

Ном: Ismaili аз: Khorog
16.03.2010 01:56
Салом.
Великие слава были высказани выше. В добавок хочу отметить лишь одно, что каждый человек по своей сути должен быть не только гражданином одной страны, а чувствовать себя гражданином мира, нести ответственность за это. Делать все рады счастье, доброты и мира на этой Земле.
Желаю Всем счастье, благо и мира в этом мире.
И Слава Аллаху Господу миров.

Писандидаҳо